Гпн определение. Государственный пожарный надзор. Государственный пожарный надзор: полномочия представителей органа

  • главными субъектов РФ ;
  • главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению ГПН определяется Правительством РФ. Должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством РФ. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН.

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения , а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации ;
  • осуществлять ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении ;
  • проводить обследования и проверки территорий, зда­ний, сооружений, помещений организаций и других объектов, в т. ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о , создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с дейст­вующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; вызывать в органы управления и в подразделения ГПН должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в т. ч. за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН определяются , утверждаемым в установленном порядке. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности» , если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ с градостроительной деятельности.

В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора. Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.

Как стать инспектором

Заключаются они в следующем:

  • организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
  • при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
  • производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
  • наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?

Борис :

Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить. Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.

Андрей :

Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.

Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?

Борис : Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.

Андрей : Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.

1. Осуществляет ГПН непосредственно, на закрепленных за ОГПН объектах, а также в лице государственных инспекторов отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) по пожарному надзору.

2. Руководит и контролирует работу отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на территории Московской области.

3. Ведет самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих подразделений надзорной деятельности, обобщает полученную от подчиненных отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) информацию по учету и анализу.

4. Определяет периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации.

5. Организует и проводит государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления.

6. Информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории.

7. Подготавливает предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории для внесения в органы государственной власти Московской области.

8. Организует проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям.

9. Рассматривает обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

10. Проводит мониторинг применения требований пожарной безопасности.

11. Взаимодействует со средствами массовой информации по освещению вопросов пожарной безопасности.

12. Определяет порядок учета объектов надзора.

13. Взаимодействует с добровольной пожарной охраной, объединениями пожарной охраны, а также страховыми организациями в области противопожарного страхования.

14. Разрабатывает и реализует основные направления совершенствования деятельности ГПН по проблемам усиления мер пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья людей от пожаров.

15. Анализирует и планирует состояние работы УНД. Изучает, обобщает опыт надзорно - профилактической деятельности, готовит предложения по её совершенствованию, координирует эту работу в районах области.

16. Осуществляет взаимодействие с органами государственного надзора, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в том числе сотрудничество на основе утвержденных и согласованных с УНД и Главного управления МЧС России по Московской области соглашений.

17. Участвует в разработке и рассмотрении территориальных правил пожарной безопасности, стандартов и другой нормативно-технической документации.

18. Содействует внедрению на объектах надзора средств предупреждения и тушения пожаров.

19. Готовит предложения и непосредственно участвует в повышении квалификации государственных инспекторов по пожарному надзору.

20. Организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары, конференции и сборы по вопросам совершенствования деятельности государственного пожарного надзора.

21. Осуществляет в составе комиссий УНД или самостоятельно инспекторские, контрольные и целевые проверки деятельности отделов (отделений) надзорной деятельности районов (городов) и оказывает им практическую помощь.

22. Взаимодействует с Советом Московской областной общественной организации Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - «МОО ВДПО») и другими общественными организациями по привлечению населения к участию в пожарно-профилактической работе.

23. Осуществляет в установленном порядке рассмотрение заявлений и материалов соискателей лицензий, при получении ими лицензий в федеральных и территориальных органах исполнительной власти на лицензируемые виды деятельности.

24. Проводит мероприятия по надзору на объектах соискателей лицензий на соответствие требованиям пожарной безопасности непосредственно, а также в лице государственных инспекторов районов (городов) по пожарному надзору.

25. По результатам рассмотрения материалов и по итогам мероприятий по надзору готовит материалы о возможности (невозможности) соискателя лицензии обеспечить соблюдение им требований пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

26. Подготавливает совместно с другими отделами УНД формы статистической отчётности, утвержденные в установленном порядке, организовывает исполнение приказов, указаний и планов МЧС России, ДНД МЧС России, ЦРЦ МЧС России и Главного управления МЧС России по Московской области.

В наше время ни единое государство не может существовать без разработанных и четко сформулированных правил безопасности при пожаре. Именно они могут обеспечить защиту жизни человека. В этом контексте пожарный надзор определяется как особый подвид надзорной деятельности того или иного государства.

Определение

Как было сказано выше, государственный пожарный надзор (ГПН) - это особый подвид надзорной деятельности любого государства. В свою очередь, надзор выполняется должностными лицами управленческих органов. Также весомый вклад вносят неисчислимые количества подразделений, которые занимаются организацией мероприятий по пожарной безопасности. Главной обязанностью пожарного надзора является обеспечение пожаробезопасности в том или ином населенном пункте, организации, на предприятии. Происходит это за счет систематических проверок и различных обследований на выявление пожароопасных факторов. Основная деятельность заключается в составлении сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.

Необходимость пожарного надзора

Статистика по количеству случаев возгорания в бытовых условиях и по причине стихийных воздействий в настоящее время чрезвычайно велика. Только в месяц на территории Российской Федерации происходят около 30 000 пожаров. А за год эта цифра превышает отметку в 400 000 случаев возгорания. По сравнению с другими развитыми странами ситуация выглядит плачевно. Если сопоставить затраты на компенсацию урона от пожара и всех стихийных бедствий, то в денежном эквиваленте стихийные бедствия обходятся намного дешевле.

Подытожив все вышесказанное, вопрос о том, нужен ли пожарный надзор, отпадает сам по себе. Эта надзорная деятельность крайне необходима для увеличения уровня пожаробезопасности в стране.

Причины возникновения пожароопасных факторов

Огромное количество пожаров на территории страны вызвано множеством факторов, среди которых большую нишу занимает несоблюдение элементарных основ пожаробезопасности. Многие люди попросту не знают простых правил, что и приводит к печальному исходу. Также немаловажным фактором выступает отсутствие дисциплины на множествах предприятий, такая халатность и становится причиной возгораний. Вкупе с этими факторами выступает также несоблюдение норм эксплуатации технологического, механического и энергетического оборудования. Вследствие этого физический износ настигает намного раньше, что и приводит к несчастным случаям. Пожары в бытовых условиях чаще всего происходят по вине курящих людей, а так как число таковых огромное, то и показатели высокие. Подводя к логическому завершению, можно сделать вывод, что государственный пожарный надзор необходим для нейтрализации всех этих факторов.

Функции и задачи пожарного надзора

Пожарный надзор, помимо ряда прав и обязанностей, имеет основные функции и задачи, которые обязан выполнять в любых случаях. Именно инспектор пожарного надзора должен обеспечивать защиту жизнедеятельности каждого гражданина страны, равно как и его имущества. Также он обязан защищать имущество муниципалитета и организаций. В обязанности инспектора также входит подведение статистики и составления отчета по пожарам и их последствиям. Помимо этого, в обязательном порядке должны быть рассмотрены жалобы граждан и различных организаций.

Ряд вышеперечисленных задач должен исполняться беспрекословно каждым работником органов пожарного надзора.

Права органов пожарного надзора

Органы пожарного надзора, в частности должностные лица, имеют ряд прав, ввиду которых осуществляется их противопожарная деятельность.

Первое и основное правило заключается в том, что должностные лица обязаны выполнять надзор и проверять соблюдение требований пожаробезопасности различными внутренними органами и фактической исполнительной властью. Также надзор осуществляется над отдельными органами исполнительной власти государства, местного управления, различных предприятий и гражданами.

При обнаружении несоответствия требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в обязательном порядке должны внести предложения по выполнению оных.

Проверка сооружений, территории предприятий, зданий, помещений и других структур проводится 24 часа в сутки, даже в нерабочее время. Необходимо это для обеспечения круглосуточного контроля. При выявлении несоответствия требований пожарной безопасности следует пресекать на месте все нарушения.

Если существует достоверная информация о нарушении пожаробезопасности, должностное лицо имеет беспрекословное право пройти на частную территорию предприятия, жилого помещения и на земельные участки для проведения проверки и выявления несоответствий.

Должностные лица вправе вносить решающее слово в процессе работы комиссий по выбору места для строительства, а также имеют право вносить поправки в работу комиссий по приему объектов, прошедших реконструкцию или же завершенных объектов.

Если в проектно-сметной или же градостроительной документации будут обнаружены обоснованные отступления от существующих требований пожаробезопасности или их отсутствие, то работник органов пожарного надзора имеет полное право вносить коррективы в документы. Тем самым обеспечивать выполнение требований пожаробезопасности при строительстве, реконструкции, переоснащении предприятий, сооружений, зданий и при капитальных ремонтах.

При выполнении проектно-изыскательной работы предприятия должна быть выполнена проверка пожарного надзора, во время которой выявляются и пресекаются все нарушения требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений работник государственного пожарного надзора обязан предоставлять выписки с нарушениями, которые в обязательном порядке должны быть устранены руководителями организаций, гражданами и иными должностными лицами. При выявлении нарушений пожаробезопасности в выпускаемой продукции - имеет право снять с производства, прекратить выпуск и остановить реализацию работ, услуг, товаров.

Сферы влияния пожарного надзора

Пожарный надзор при выяснении обстоятельств, которые нарушают пожарную безопасность, с иностранными лицами имеет те же полномочия, что были перечислены выше.

Вопросом о выяснении обстоятельств нарушения пожаробезопасности в лесистой местности занимается федеральный пожарный надзор, руководствующийся большим объемом прав, чем районный.

В случае выявления нарушения пожаробезопасности при проведении взрывных работ на открытых разработках или же в шахтах в полномочия вступает федеральный государственный пожарный надзор промышленных комплексов.

Цели пожарно-технического обследования

Пожарно-техническое обследование - это одна из основных форм контроля за работой пожарного надзора. Именно качество проведения этого обследования и оказывает большее влияние на степень борьбы с огнеопасными факторами.

Основными целями этого обследования являются:

  • Абсолютный контроль факторов, которые могут стать причиной пожара, а также своевременное их устранение.
  • Составление плана специальных мероприятий для обеспечения безопасности жизни людей при пожаре, также целью является устранение дальнейшего продвижения огня во время ликвидации возгорания.
  • Распространение информации по пожарной безопасности среди граждан. А также предоставление инструкций правил поведения при пожаре.

Системные образования структурных аппаратов

Подразделения государственной противопожарной службы МЧС, а также различные структурные аппараты в областях и городах разделяются на два системных образования, которые выполняют различные функции:

  • Система аппаратов ГПН - выполняет задачи, связанные с предотвращением возгораний. Сюда входят различные отделения МЧС, а также инспектора пожарного надзора.
  • Система мероприятий по тушению возгораний - в неё входят различные отделения УГПС и ОГПС, местные штабы, отвечающие за предотвращение возгораний, дежурные службы оперативного реагирования, а также службы, которые несут специальную функцию при пожаротушении.

Государственный пожарный надзор: полномочия представителей органа

Все права и обязанности, которые возложены на ГПН, заверены и приняты правительством государства. Исходя из этого, должностные лица пожарного надзора имеют ряд полномочий, которые ни в коем случае не могут быть оспорены предпринимателем или же юридическим лицом.

Все совершенные действия инспектором надзора пожаробезопасности должны быть официально заверены и не противоправны. По окончании проверки требований пожаробезопасности инспектор обязан составить отчет, в котором все его действия резюмированы.

Нормы пожаробезопасности на предприятии

Юридическое лицо или предприниматель беспрекословно обязан пройти ряд экспертиз. Для этого необходимо подать заявление в МЧС. Пожарный надзор должен проверить помещение на эксплуатационные показатели. Есть три вида помещений, проверка для которых отличается в наличии различных документов.

При аренде помещения арендодатель должен представить соответствующий документ. В том случае, если помещение является собственностью юридического лица или предпринимателя, он сам должен представить соответствующий документ, а при его отсутствии оформление такового должно быть выполнено в обязательном порядке. Если помещение для предприятия новое, то также необходимо подтвердить этот факт соответствующими документами. Все эти манипуляции проводятся для того, чтобы государственный пожарный надзор МЧС дал свое разрешение по вводу в эксплуатацию помещения предприятия.

Разрешение от МЧС - это специальный документ, подтверждающий соответствие помещения нормам пожаробезопасности. В случае если такого документа нет или же требования по пожаробезопасности нарушены, предприниматель или юридическое лицо понесет наказание в виде штрафа или же приостановки эксплуатации.

Правила ведения документации пожарного надзора

Во всех службах МЧС и их частях, на городском, районом, областном либо же федеральном уровне предусмотрено ведение учета проведенных ими мероприятий. Необходимо это для составления статистики и общей картины пожаробезопасности на государственном уровне. На основании всех полученных отчетов и проводится статистический анализ, а также осуществляется контроль уровня пожарной безопасности в тех или иных населенных пунктах, областях, районах, на предприятиях.

Все что было сказано выше в полной мере дает понять необходимость данной надзорной деятельности. Она способствует снижению уровня пожароопасных факторов на территории государства, что обеспечивает дополнительную защиту жизни и здоровья граждан.