По предмету правового регулирования. Правовое регулирование. Предмет и методы правового регулирования

1. Понятие и значение предмета правового регулирования

Предметом правового регулирования норм советского права являются общественные отношения, возникающие между субъектами права в различных областях жизни социалистического общества.

Предмет правового регулирования является объективным критерием систематизации норм советского права. Он, в частности, является основным критерием для отграничения одной отрасли права от другой.

При решении вопроса о самостоятельности или несамостоятельности той или иной отрасли права надо исходить, как нам представляется, из того, что объективной необходимостью в любом обществе, где существует государство, является существование права вообще – как регулятора общественных отношений. Государство без права существовать не может. Существование же той или иной отрасли права не является объективной необходимостью. Одна и та же совокупность юридических норм может быть выделена в отдельную отрасль права, разделена на несколько самостоятельных отраслей права или слита с другой отраслью права в зависимости от целесообразности такого выделения, разделения или слияния.

Но решение вопроса о разделении права на отрасли не зависит исключительно от субъективного фактора, от воли законодателя. Воля законодателя сама зависит от объективных условий. Такими объективными условиями применительно к рассматриваемому вопросу является существование и характер общественных отношений, подлежащих регулированию нормами права.

Таким образом, выделение той или иной совокупности юридических норм в самостоятельную отрасль права зависит от наличия ряда объективных и субъективных факторов:

а) существования группы однородных по своему характеру общественных отношений, возникающих в определенной области жизни нашего общества;

б) наличия (или необходимости) совокупности юридических норм для регулирования этой группы отношений;

в) наличия воли законодателя, которая определяется целесообразностью выделения этой группы юридических норм в качестве самостоятельной отрасли.

Определяющим среди этих факторов является наличие однородных общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования.

Практическое значение разработки вопроса о предмете правового регулирования заключается еще и в том, что предмет регулирования в значительной степени (хотя и не полностью) определяет и метод регулирования данной группы общественных отношений.

«Предмет и цели правового регулирования определяют способ (средства) обеспечения требуемого юридической нормой поведения, точнее, метод регулирования. Метод правового регулирования зависит от характера подлежащего правовому воздействию поведения (общественного отношения) и от тех целей, которые при этом имеет в виду законодатель».

При анализе предмета правового регулирования необходимо исходить из того, что право как регулятор общественных отношений воздействует на фактические общественные отношения, направляя деятельность субъектов этих отношений путем установления их прав и обязанностей. Между фактическим общественным отношением и нормой права, которая призвана регулировать его, в результате воздействия последней на поведение людей возникает промежуточное звено в виде правоотношений. Правоотношения – это «особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения. Правоотношения нельзя отождествлять с фактическими общественными отношениями и представлять себе дело так, что общественное отношение становится правоотношением, если действия его субъектов регулируются нормой права. Правовое отношение может существовать и тогда, когда фактического общественного отношения еще нет.

Правоотношение – это определенное состояние во взаимоотношениях между субъектами, которое возникает в результате наступления предусмотренного законом юридического факта и заключается в появлении у субъектов взаимно корреспондирующих прав и обязанностей.

Например, при совершении преступления между государством в лице его карательных органов и преступником возникает правоотношение, существо которого заключается в появлении у карательных органов государства права наказать преступника и у преступника – обязанности понести наказание. Это правоотношение возникает безотносительно к тому, привлечен или еще не привлечен к уголовной ответственности преступник. Фактическое же общественное отношение, регулируемое нормами уголовного права, возникает лишь в случаях, когда преступник разоблачен и привлечен к уголовной ответственности. Или, например, при вынесении обвинительного приговора, содержащего осуждение преступника к лишению свободы, у исправительно-трудовых учреждений появляется право привести в исполнение приговор суда, а у осужденного возникает обязанность отбыть назначенную меру наказания, т. е. возникает правовое отношение. «…Нарушение того или иного запрета тем или иным лицом уже порождает между ним и компетентным государственным органом, наблюдающим за соблюдением соответствующих запретов, особое волевое отношение, предусмотренное правом… Такое отношение, в котором одна сторона наделена поддерживаемым государством правомочием совершить предусмотренные правом действия (в данном примере – применить санкцию), а другая связана соответствующим долженствованием (в данном примере – подчиниться санкции), будет уже видом юридического, или правового, отношения (сокращенно – правоотношение)». Фактические же общественные отношения в процессе исполнения вынесенной судом меры наказания могут и не наступить, несмотря на существование правоотношения (например, в случае побега осужденного). Вместе с тем правоотношение нельзя и противопоставлять фактическому общественному отношению, поскольку фактически совершаемые субъектами действия, предписанные нормой права, являются объектом данного правоотношения.

Совершенно правильна точка зрения О. С. Иоффе, который говорит, что «содержание правоотношения составляют права и обязанности, т. е. возможное поведение, а объект – реально совершаемые действия, т. е. действительное поведение».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что научное исследование предмета правового регулирования той или иной отрасли права возможно на основе анализа правоотношений, которые порождаются действиями норм права, входящих в данную отрасль, и рассмотрения фактических общественных отношений, которые регулируются этой отраслью права.

Исследование вопросов, относящихся к анализу предмета правового регулирования советского исправительно-трудового права, приобретает в настоящее время очень важное значение.

Это объясняется тем, что перед нашим обществом встала задача не только значительно сократить преступность, но и полностью ликвидировать ее. В решении этой задачи важную роль должны сыграть исправительно-трудовые учреждения, которые призваны исправлять и перевоспитывать лиц, совершивших преступления, предупреждать совершение новых преступлений со стороны этих лиц, а также предупреждать совершение преступлений со стороны других неустойчивых членов нашего общества. Качество работы этих учреждений в значительной степени зависит от теоретической разработки вопросов борьбы с преступностью в стадии исполнения судебных приговоров.

Начиная с 30-х годов, научные работники не занимались научной разработкой проблем исправительно-трудового права. Поэтому «теоретические вопросы советского исправительно-трудового права не разработаны… Всякие печатные работы на темы исправительно-трудового права перестали публиковаться с 30-х годов, и с этого времени теоретические вопросы, связанные с применением наказания, если и разрабатывались, то только в ведомственном порядке». В настоящее время многие советские ученые приступили к научному исследованию различных проблем советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.

Вполне естественно, что разработка вопросов исправительно-трудового права и исправительно-трудовой политики невозможна без уточнения и научного анализа предмета правового регулирования указанной отрасли права, поскольку круг проблем, требующих научного исследования, определяется прежде всего кругом общественных отношений, составляющих объект регулирования.

Анализ предмета регулирования советского исправительно-трудового права приобретает сейчас и чрезвычайно важное практическое значение, поскольку возникла острая необходимость создания Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и новых республиканских исправительно-трудовых кодексов. На 2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР депутат Верховного Совета СССР т. Полянский говорил, что «назрела необходимость разработки Основ исправительно-трудового законодательства и в соответствии с ними принятия республиканских исправительно-трудовых кодексов с тем, чтобы в этих законах изложить как общие принципы советской исправительно-трудовой политики, так и конкретные условия, формы и методы перевоспитания правонарушителей». Неразработанность вопроса о предмете регулирования советского исправительно-трудового права порождала и порождает сомнения и споры о его самостоятельности и месте в системе советского права.

Некоторые крупные ученые, даже те, кто многие годы занимался теоретической разработкой вопросов исправительно-трудового права, отрицают самостоятельность этой отрасли права. Так, проф. Е. Г. Ширвиндт в выступлении на теоретической конференции в Москве в 1957 г. говорил, что аргументы о признании исправительно-трудового права являются еще очень спорными.

Е. Г. Ширвиндт и ряд других ученых считали, что поскольку советская исправительно-трудовая политика является составной частью уголовной политики, постольку исправительно-трудовое право является частью советского уголовного права.

С другой стороны, многие научные работники (Б. С. Утевский, Н. А. Стручков, Л. С. Галесник и др.) считают исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Очевидно, что решить вопрос о том, является или не является исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права, и создать Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и республиканские исправительно-трудовые кодексы невозможно без уяснения и анализа предмета правового регулирования.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

Из книги автора

§ 3.1. Значение методологии в познании государства и права. Связь предмета и метода науки Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод, который находится в теснейшей связи и взаимозависимости с

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

Из книги автора

§ 13.3. Способы и типы правового регулирования В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать, определенные действия в собственных

Из книги автора

§ 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном

Тема 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие и предмет правового регулирования

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

3. Методы, способы и типы правового регулирования

4. Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования

5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

6. Правовые поощрения и наказания: понятие, признаки, функции, виды

Понятие и предмет правового регулирования

Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействие на общественные отношения. Целью правового регулирования является создание необходимых условий для развития общества, а также создание в обществе стабильного правопорядка и системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения – значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

В каждую конкретно-историческую эпоху, в каждом государстве могут допускаться колебания а определении круга отношений или социальных явлений, регулируемых правом. Часто те или иные отношения после отмены устаревшего нормативно-правового акта «выпадают» из сферы правового регулирования, переходя в сферу правового регулирования, переходя в сферу регулирования иных социальных норм (морали, религии, обычаев, традиций и пр.).

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие – более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В составе правового воздействия традиционно рассматривают: правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс и собственно механизм правового регулирования.

В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств – правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из определенных стадий. Можно выделить следующие стадии:

1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений).

Правовое регулирование начинается с принятия НПА, устанавливающих изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентирут поведение людей. Определяют, какие права и обязанности они могут иметь, как должны поступать в той или иной ситуации. Каковы последствия несовершения данных действий.

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновение правоотношения.

3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. Права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни, т.е. воплощаются в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

4) применение права.

Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями. Так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства, в ряде случаев для достижения намеченного результата необходимы дополнительные акты (акты применения права) специальных государственных органов.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) норма права (устанавливается модель удовлетворения интересов). Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

2) юридический факт или фактический состав. При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности.

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для субъектов права). Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования). Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

5) правоприменительные акты.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный акт – нормативный акт. Индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, один из которых нормативный акт, а другой - акт применения нормы права.

Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами и способами.


Похожая информация.


Существенное значение для понимания правового регулирования имеет предмет регулирования, т. е. то, на что направлено правовое регулирование, что регулируется правом.

В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения, т. е. оно не регулирует, не способно упорядочивать физические, химические, биологические и иные процессы, которые протекают по своим собственным объективным законам, не зависят от воли и сознания людей. Однако общественные отношения проявляются через поведение, действия, деятельность людей. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования является именно поведение многочисленных субъектов права.

Вместе с тем право не всесильно. Оно не может регулировать все без исключения отношения, как и все варианты пове­дения.

Предмет правового регулирования составляют лишь наиболее важные, с точки зрения государства, и подконтрольные ему, многократно повторяющиеся волевые действия людей.

Следовательно, право регулирует лишь только поведение, выражающееся в действии (или бездействии). Правовому регулированию не могут подвергнуться мысли, чувства и т. д., не выраженные вовне, в действиях с помощью права. Правовыми средствами нельзя заставить (или запретить) любить, ненавидеть, исповедовать конкретную религию, воспринять определенную идеологию и т. д.

При этом предмет регулирования составляет не всякое поведение, не всякие действия, а лишь важные, общественно значимые, способные породить общественно значимые последствия. Следовательно, правовыми нормами не регламентируется цвет одежды, обуви, цвет волос и т. д. Уточним, что социальная значимость поведения определяется не самим субъектом, а государством. Например, государство может определить цвет школьной формы.

Право регулирует не все отношения, а лишь подконтрольные государству, т. е. те случаи, когда государство может проконтролировать выполняемость своих предписаний.

Право регулирует не однократные, единичные варианты поведения, а варианты неоднократно повторяющиеся, ставшие нормой, правилом для широкого круга лиц. Вспомним, что право – одинаковый масштаб поведения для различного круга неравных людей.

Наконец, предмет правового регулирования составляют лишь волевые варианты поведения, т. е. это поведение, которое зависит от воли самого человека – субъекта права. Поведение, определяемое биологическими, физиологическими, возрастными и т. д. факторами, не может быть подвергнуто правовой регламентации. Например, посредством правовых предписаний нельзя регулировать сроки беременности, время рождения и пол ребенка, ибо они предопределены биологическими факторами.

Все остальные отношения, варианты поведения, не входящие в предмет правового регулирования, правом регулироваться не могут.

Определив, «что» регулирует право, важно выявить, «как» оно это делает.

По своим свойствам и регулятивным качествам, заложенной в нем социальной энергии право приобретает значение наиболее действенного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Регулирующее воздействие права на общественное отношение заключается в том, что оно в своих нормах как бы моделирует поведение субъектов этих отношений. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и берутся им под свой контроль, развиваются в заданном направлении для обеспечения всеобщих интересов.

Правовое регулирование определяется различными факторами:

а) уровнем экономического развития общества;

б) его социальной структурой;

в) степенью стабильности и развитости общественных отноше­ний;

г) уровнем правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц;

д) степенью определенности предмета и метода правового регулирования.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных юридических способов и средств, в частности, юридических норм, правосознания, правоотношений, индивидуальных пред­­­­писаний (поднормативное регулирование) и др.

Сферы и пределы правового регулирования указывают на ту область социального простора, на которую распространяется нор­мативно-организующее действие права.

Правильное определение сферы и пределов правового регулирования способствует эффективному использованию юридического инструментария вне сфер, где действуют иные социальные регуляторы.

Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений, которые в принципе могут быть урегулированы правом. Сферой правового регулирования охватывается также та часть социального простора, где необходимо влияние права как обратная реакция на общесоциальные потребности в соответствии с объективными закономерностями развития общества. Пределами правового регулирования в заданном случае будут общесоциальные потребности и интересы.

Таким образом, правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых способов и средств воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, отвечающие определенным требованиям :

1) по характеру они должны быть волевыми, то есть независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и их объединений;

2) участниками отношений, регулируемых правом, не могут быть лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

3) право регулирует только те отношения, которые по своей природе объективно требуют урегулированности и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию (отношения дружбы и любви, как известно, регулируются иными социальными регуляторами);

4) правовым регулированием охватывается лишь сфера наиболее важных принципиальных, с точки зрения общества и государства, общественных отношений.

По мере развития общества одни общественные отношения прекращают свое существование, другие – претерпевают существенные изменения (отношения по использованию ядерной энергии и др.), появляются качественно новые отношения (связанные с правом частной собственности в посттоталитарном обществе и др.). Соответственно возникает необходимость в их правовом регулировании.

В отличии от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Метод правового регулирования –это совокупность юридических способов и приемов, которые используются в данной сфере общественных отношений.

Наряду с предметом метод правового регулирования активно влияет на формирование системы права. Более того, в качестве реальных юридических явлений он обретает жизнь в рамках отраслей права.

В зависимости от круга субъектов, вступающих в правовые отношения, объема содержания их юридических прав, обязанностей и полномочий, соотношения основных способов воздействия на поведение людей (велений, позволений и запретов) в науке права выделяют:

императивный метод, при котором регулирование правовых отношений осуществляется по принципу власти и подчинения, где одна из сторон является обладателем государственно-властных полномочий. Этот метод чаще всего присущ публичному праву, административному и уголовному, хотя используется конституционным правом, а также встречается и в других отраслях права;

автономный или диспозитивный метод основывается на юридическом равенстве сторон данных регулируемых отношений. Стороны имеют право урегулировать свои действия по собственному усмотрению, самостоятельно избрать вариант поведения в пределах, установленных правовой нормой. Автономный метод характерен для частного права (гражданского, семейного и др.).

Основными способами правового регулирования являются:

1) дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

2) веления – возложение на субъектов правоотношений обязанностей к активному поведению (выполнить определенную работу, уплатить и т.п.);

3) запреты возложение на лиц обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных юридической нормой.

Указанные выше способы тесно связаны с субъективным правом, точнее, с правомочиями, составляющими его структуру (право на положительные действия, право требования и право притязания). Причем если при дозволении субъективное право образует само содержание данного способа правового регулирования, то при велении и запрещении право требования принадлежит другим лицам и состоит в том, чтобы обеспечить исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.

В качестве дополнительных способов как своеобразных стимулов к правомерному поведению называют поощрение и рекомендации.

В зависимости от сочетания способов правового регулирования выделяют два основных режима правового регулирования:

общедозволительный , который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»;

специальноразрешительный , в основе которого лежит принцип «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено законом».

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм правового действования.

Государство при помощи юридических норм регулирует общественные отношения, воздействуя на поведение людей тремя способами: дозволениями, велениями и запретами.

Между этими способами обязательно наличие факторов, обеспечивающих перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений, – правосубъективности, юридических факто­в (актов применения права как разновидности юридических фактов), правосознания и правоотношения. Наличие нормативной основы в виде юридических норм уже предполагается, так как в противном случае анализ механизма правового регулирования будет беспредметен.

Стадии механизма правового регулирования.

1. Решение о включении той или иной сферы общественных отношений в сферу правового регулирования.

2. Возникновение на основе юридических фактов конкретных правоотношений, участники которых выступают носителями субъек­тивных прав, юридических обязанностей, полномочий и юридической ответственности. Например, в случае спора о праве или правонарушении правоотношения не возникнут без особой деятельности лиц, обладающих властными полномочиями по применению права (судьи, следователя и др.).

3. Реальная упорядоченность общественных отношений, то есть реализация субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий и ответственности конкретных участников правоотношений.

Соответственно названным стадиям можно выделить и основные элементы механизма правового регулирования.

1. Юридические нормы, составляющие нормативную основу механизма правового регулирования. От уровня правотворчества, степени ясности и четкости нормативных предписаний зависит весь последующий процесс регулирования общественных отношений. В необходимых случаях с помощью конкретных правовых предписаний – актов применения права осуществляется индивидуальное поднормативное регулирование.

2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (в том числе и на основе актов применения права).

3. Реализация права в форме использования участниками правоотношений своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения права.

Нормальный и эффективный, механизм правового регулирования возможен только тогда, когда соблюдаются все запреты, исполняются обязанности и используются права в пределах допустимого, а юридические нормы применяются строго в соответствии с принципами и требованиями законности.

Таким образом, механизм правового регулирования –это система взаимодействующих юридических средств, способов и форм перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

  • 1) предмет правового регулирования;
  • 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Проблематика предмета и метода правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении прежде всего на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М.А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938-1940 гг. Тогда же С.Н. Братусь (известный российский цивилист) подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Однако в данном случае проблему следует поставить шире и рассмотреть вопрос о том, что вообще является предметом (объектом) правового регулирования? При этом нужно сразу заметить, что анализ метода правового регулирования на вопрос, как регулирует право, отвечает лишь частично: здесь требуются дополнительные характеристики динамической стороны права (самого принципа действия права, механизмов формирования правомерного поведения и др.).

В юридической литературе, в том числе и учебной, в качестве объекта (предмета) правового регулирования называют общественные отношения, что, на наш взгляд, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют, по меньшей мере, три компонента:

  • а) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений);
  • б) общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения);
  • в) поведение людей.

Право в конечном счете регулирует поведение участников общественных отношений, поэтому можно сказать, что формирование тех или иных вариантов правомерного поведения является целью правового регулирования.

Право регулирует поведение через внедрение в социальную структуру особых общественных отношений - правовых, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения человека является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в которых он находится. Однако законодатель рассчитывает, что в определенных (нормами права) ситуациях преобладающее значение для выбора варианта поведения будет иметь правовое отношение. В этом и состоит принцип действия права.

Если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то что же им является? При ближайшем рассмотрении оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Так, право:

  • а) регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах;
  • б) указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм;
  • в) определяет варианты возможной или требуемой деятельности;
  • г) в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

  • б) их поведение, поступки, действия;
  • в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
  • г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Следовательно, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы обще социальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  • 1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  • 2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.