Гражданское процессуальное право. Меры процессуального принуждения. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения

Как и любая иная отрасль права, гражданское процессуаль­ное право состоит из совокупности норм, т. е. общеобязательных мер должного или возможного поведения участников процесса, устанавливаемых государством.

Гражданские процессуальные нормы также содержат все при­знаки юридических норм. Они представляют собой общеобязате­льные формально-определенные правила деятельности суда и других субъектов судопроизводства и выражают государствен­ную волю.

Своеобразие гражданских процессуальных норм заключается в том, что они:

1. Устанавливаются только государством и в виде закона (по общему правилу данные нормы не включаются в подзаконные, акты).

2. Регулируют правовые действия и отношения в сфере пра­восудия.

3. Имеют цель способствовать своевременному, законному и обоснованному отправлению правосудия.

4. Обеспечены возможностью государственного принуждения, которое сочетается с другими средствами воздействия.

Указанное положение наиболее очевидно в отношении неис­полнения или несоблюдения гражданских процессуальных пред­писаний (норм) лицами, участвующими в деле, и другими субъ­ектами. Меры принуждения зачастую применяются к участникам после истечения срока, установленного в законе для доброволь­ного исполнения той или иной обязанности (например, в случа­ях оставления судьей заявления без рассмотрения, когда сторо­ны не просили рассмотреть дело в их отсутствие и не явились без уважительных причин по вторичному вызову и т. п.).

Особенность гражданских процессуальных норм заключается в том, что уровень их правовой обязательности различен: они могут быть обязательны не для всех субъектов гражданских про­цессуальных правоотношений, а лишь для какой-либо одной группы участников. Так, только эксперты обязаны проводить эк­спертизу и могут быть допрошены в суде. Суд имеет возмож­ность назначить повторную или дополнительную экспертизу.

Обязанность составления судебного протокола возлагается только на секретаря судебного заседания, и только судья после объявления решения обязан разъяснить его содержание, порядок и срок обжалования.

Гражданские процессуальные нормы в зависимости от их на­правленности, содержания и нормативных источников принято подразделять на дефинитивные, регулятивные, организационные и охранительные.

Дефинитивные нормы. Они содержат формулировку важней­ших гражданских процессуальных понятий (ст. 55 ГПК - поня­тие судебного доказательства; ст. 196 ГПК - понятие судебного решения; ст. 226 ГПК - понятие определения суда первой ин­станции и др.).

Регулятивные нормы составляют основной нормативный массив в гражданском процессуальном праве. В зависимости от степени обязательности они, в свою очередь, подразделяются на диспозитивные, выражающие управомочения (например, ст. 39 ГПК), и импе­ративные, устанавливающие процессуальные обязанности (например, ст. 22 ГПК). По смыслу к императивным нормам близки запрещаю­щие нормы, в которых четко выражены запреты (ч. 2 ст. 44 ГПК).



Организационные нормы формируют процессуальную деяте­льность или содержание процессуальных документов и в первую очередь определяют гражданскую процессуальную форму. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие развитие судебного заседания в суде первой инстанции (в частности ст. 160-166 ГПК), второй инстанции (ст. 327-329, 351-360 ГПК), реквизиты искового заявления (ст. 131 ГПК), апелляционной, кассационной жалобы или представления (ст. 322, 339 ГПК), судебного прото­кола (ст. 229 ГПК) и др.

Данные статьи имеют четко выраженный императивный ха­рактер.

Охранительные нормы призваны обеспечить точное и беспре­пятственное осуществление всех иных гражданских процессуаль­ных норм. Характерная особенность названных норм состоит в их ярко выраженном санкционном характере, т. е. в том, что они регламентируют применение мер гражданской процессуаль­ной ответственности и защиты (ст. 105 ГПК и др.).

Гражданские процессуальные нормы в основном сосредоточе­ны в Гражданском процессуальном кодексе, что свидетельствует о достоинстве гражданского процессуального регулирования.

Вместе с тем некоторые процессуальные нормы (в основном те, что регламентируют судебную подведомственность возникаю­щих споров о праве) помещаются в материально-правовых зако­нах с целью создания удобств при их правоприменении, в резуль­тате чего заинтересованные лица имеют комплексный норматив­ный акт, регулирующий как добровольное, беспрепятственное осуществление субъективных прав и обязанностей, так и их защи­ту и принудительное осуществление в процессуальном порядке.

Так, например, в Семейном кодексе РФ и Гражданском ко­дексе РФ помещены десятки гражданских процессуальных норм, например, о подведомственности споров о расторжении брака, лишении родительских прав, взыскании алиментов, об участии в суде органов опеки и попечительства, о признании усыновле­ния недействительным, об установлении отцовства и др.

Кроме того, в Гражданском кодексе РФ имеется достаточно гражданских процессуальных норм, не только предусматриваю­щих подведомственность тех или иных споров о праве, но и свидетельствующих о дополнительных условиях их подведом­ственности, а также о распределении обязанности по доказыва­нию при ответственности за нарушение обязательств (например, презумпция вины лица, нарушившего обязательство), на основа­нии которых суд вправе признать гражданина недееспособным или отказать в этом и т. д.

Полные и логические нормы права.

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом: если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза); то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция); иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция ).

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.

Регулятивные и охранительные нормы права.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждени я, характер и содержание этих мер.

Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права.

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности . Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора . В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством.



Императивные и диспозитивные нормы права.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях , действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения , иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

Нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений - юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности - процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

43) Источники (формы) права. Понятие и виды

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений . К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения , содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами , в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.;).

44) Закон: понятие и виды

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов :

  1. по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  4. по сроку действия (постоянные законы и временные);
  5. по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  6. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

45) Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Принципы правотворчества:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
  5. гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

В зависимости от субъектов

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления ;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

45) Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

1. Указы Президента РФ . Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления Правительства РФ . Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов . Эти акты регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты . Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

47) Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник , где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных актов.

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания . В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Например: кодексы, уставы, основы законодательств.

48) Коллизии в праве и способы их разрешения.

Коллизия - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний ;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой ;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*> установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом. Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ.

49) Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  • через указание в тексте на календарную дату , с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)
  • в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

  • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
  • с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу)

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию. Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

50) Правовые отношения: понятие, признаки, виды

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения :

1. Представляет собой разновидность общественного отношения , социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей.

3. Является волевым отношением , которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов .

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах.

По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения.

Деление их на материально-правовые и процессуальные .

Регулятивные и охранительные правоотношения . Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок. Охранительные правоотношения возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.

Различают также общие (в том числе общерегулятивные и общеохранительные) и конкретные правоотношения .

Правовое отношение имеет материальное , волевое и юридическое содержание. Материальное составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении , а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения .

Субъективное право - гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. В основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе лежит юридически обеспеченная необходимость.

Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента :

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом .

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием.

Элементы юридической обязанности:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований ;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

52) Субъекты правовых отношений.

Участниками правоотношений являются субъекты права , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются на

  1. индивидуальные (физические лица): граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, бипатриды.
  2. коллективные (юридические лица): государство, субъекты государства, общественные объединения, избирательные округа, государственные органы и учреждения, промышленные предприятия, иностранные фирмы, юридические лица.

Юридические лица: 1) имущественная обособленность ; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности ; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность - признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности , способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности".

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права . Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант . К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность - способность осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Эмансипация - несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность ; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность , т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

53) Объекты правовых отношений

Объект правового отношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Две концепции - монистическая и плюралистическая . Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов , поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений .

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты . Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

54) Юридические факты и их классификация. Фактический состав

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правовые состояния .

По характеру последствий различают правообразующие , правопрекращающие и правоизменяющие факты.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

Для правоотношения типа "студент - вуз" требуются следующие условия:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов;

в) проходной балл по конкурсу;

г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения.

55) Понятие и формы реализации права

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В основу деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение - при соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Реализуется пассивно и естественно, то есть обычно никак не фиксируется.

2)использование - форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности , удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность.

3) исполнение - субъекты выполняют возложенные на них обязанности , функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Реализуется в основном в обязывающих, императивных нормах. Требует активных действий от субъекта.

4) применение - права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

56) Понятие и основания применения права.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер ;

4) состоит из ряда последовательных стадий , т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания ;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием , касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств ;

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права ;

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение , уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

57) Стадии применения права. Акты применения права

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания) - выяснение объективной истины по делу.

2. Выбор правовой нормы , по которой надлежит разрешить дело - юридическая квалификация совершенным действиям.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы .

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер ;

2) являются властными и обязательными для исполнения ;

4) выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5) исчерпываются однократным применением ;

6) обеспечиваются государственным принуждением .

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру .

Виды правоприменительных актов :

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие .

По форме выражения - на письменные и устные ; акты-документы и акты-действия . Акты-действия на и конклюдентные, или молчаливые.


Как и любая иная отрасль права, гражданское процессуальное право состоит из совокупности норм, т. е. общеобязательных мер должного или возможного поведения участников процесса, устанавливаемых государством.
Гражданские процессуальные нормы также содержат все признаки юридических норм. Они представляют собой общеобязательные формальноопределенные правила деятельности суда и других субъектов судопроизводства и выражают государственную волю.
Своеобразие гражданских процессуальных норм заключается в том, что они:
1. Устанавливаются только государством и в виде закона (по общему правилу данные нормы не включаются в подзаконные, акты).
2. Регулируют правовые действия и отношения в сфере правосудия.
3. Имеют цель способствовать своевременному, законному и обоснованному отправлению правосудия.
4. Обеспечены возможностью государственного принуждения, которое сочетается с другими средствами воздействия.
Указанное положение наиболее очевидно в отношении неисполнения или несоблюдения гражданских процессуальных предписаний (норм) лицами, участвующими в деле, и другими субъектами. Меры принуждения зачастую применяются к участникам после истечения срока, установленного в законе для добровольного исполнения той или иной обязанности (например, в случаях оставления судьей заявления без рассмотрения, когда стороны не просили рассмотреть дело в их отсутствие и не явились без уважительных причин по вторичному вызову и т. п.).
Особенность гражданских процессуальных норм заключается в том, что уровень их правовой обязательности различен: они могут быть обязательны не для всех субъектов гражданских процессуальных правоотношений, а лишь для какойлибо одной группы участников. Так, только эксперты обязаны проводить экспертизу и могут быть допрошены в суде. Суд имеет возможность назначить повторную или дополнительную экспертизу.
Обязанность составления судебного протокола возлагается только на секретаря судебного заседания, и только судья после объявления решения обязан разъяснить его содержание, порядок и срок обжалования.
Гражданские процессуальные нормы в зависимости от их направленности, содержания и нормативных источников принято подразделять на дефинитивные, регулятивные, организационные и охранительные.
Дефинитивные нормы. Они содержат формулировку важнейших гражданских процессуальных понятий (ст. 55 ГПК – понятие судебного доказательства; ст. 196 ГПК – понятие судебного решения; ст. 226 ГПК – понятие определения суда первой инстанции и др.).
Регулятивные нормы составляют основной нормативный массив в гражданском процессуальном праве. В зависимости от степени обязательности они, в свою очередь, подразделяются на диспозитивные, выражающие управомочения (например, ст. 39 ГПК), и императивные, устанавливающие процессуальные обязанности (например, ст. 22 ГПК). По смыслу к императивным нормам близки запрещающие нормы, в которых четко выражены запреты (ч. 2 ст. 44 ГПК).
Организационные нормы формируют процессуальную деятельность или содержание процессуальных документов и в первую очередь определяют гражданскую процессуальную форму. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие развитие судебного заседания в суде первой инстанции (в частности ст. 160–166 ГПК), второй инстанции (ст. 327–329, 351–360 ГПК), реквизиты искового заявления (ст. 131 ГПК), апелляционной, кассационной жалобы или представления (ст. 322, 339 ГПК), судебного протокола (ст. 229 ГПК) и др.
Данные статьи имеют четко выраженный императивный характер.
Охранительные нормы призваны обеспечить точное и беспрепятственное осуществление всех иных гражданских процессуальных норм. Характерная особенность названных норм состоит в их ярко выраженном санкционном характере, т. е. в том, что они регламентируют применение мер гражданской процессуальной ответственности и защиты (ст. 105 ГПК и др.).
Гражданские процессуальные нормы в основном сосредоточены в Гражданском процессуальном кодексе, что свидетельствует о достоинстве гражданского процессуального регулирования.
Вместе с тем некоторые процессуальные нормы (в основном те, что регламентируют судебную подведомственность возникающих споров о праве) помещаются в материальноправовых законах с целью создания удобств при их правоприменении, в результате чего заинтересованные лица имеют комплексный нормативный акт, регулирующий как добровольное, беспрепятственное осуществление субъективных прав и обязанностей, так и их защиту и принудительное осуществление в процессуальном порядке.
Так, например, в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ помещены десятки гражданских процессуальных норм, например, о подведомственности споров о расторжении брака, лишении родительских прав, взыскании алиментов, об участии в суде органов опеки и попечительства, о признании усыновления недействительным, об установлении отцовства и др.
Кроме того, в Гражданском кодексе РФ имеется достаточно гражданских процессуальных норм, не только предусматривающих подведомственность тех или иных споров о праве, но и свидетельствующих о дополнительных условиях их подведомственности, а также о распределении обязанности по доказыванию при ответственности за нарушение обязательств (например, презумпция вины лица, нарушившего обязательство), на основании которых суд вправе признать гражданина недееспособным или отказать в этом и т. д.

Еще по теме § 4 Нормы гражданского процессуального права:

  1. § 2. Гражданское процессуальное право самостоятельная отрасль российского права. Понятие, предмет, метод регулирования и система гражданского процессуального права

Гражданская процессуальная норма представляет собой общеобязательную меру должного или возможного поведения участников судопроизводства, устанавливаемую Российским государством. Гражданские правовые нормы обладают некоторыми особенностями, отличающими их от норм других отраслей права. Они закрепляются только законами, но не подзаконными актами. Они регулируют правоотношения в особой сфере человеческой деятельности - сфере правосудия. Они обязательны для определенного круга субъектов: для всех участников правоотношений, только для суда, только для сторон, для свидетелей и т.д. Конечной целью гражданских процессуальных норм является обеспечение законного, обоснованного и справедливого правосудия.

Гражданские процессуальные нормы построены на основных принципах процесса - диспозитивности, состязательности и равноправии сторон. Действенность этих норм обеспечивается как силой государственного принуждения (за непредоставление истребуемых судом доказательств может быть наложен штраф, судебное решение должно быть исполнено принудительно), так и иными мерами (при подаче иска без соблюдения требований, предъявляемых к исковому заявлению и доказательствам исковое заявление остается без движения и при неустранении в разумный срок недостатков - считается неподанным и возвращается истцу).

Все гражданские процессуальные нормы подразделяются на дефинитивные, регулятивные, организационные и охранительные.

Дефинитивные нормы закрепляют основные определения и понятия. К ним относятся ч. 1 ст. 55 ГПК РФ (доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела), ч. 1 ст. 69 ГПК РФ (свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела), ч. 1 ст. 121 ГПК РФ (судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ).

Регулятивные нормы направлены непосредственно на регламентирование процессуальных правоотношений, определение прав и обязанностей участников процесса.

К императивным нормам относятся, например, ст. 56 ГПК РФ (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались), ч. 2 ст. 69 ГПК РФ (лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства и др.). Иначе говоря, императивные нормы устанавливают для субъекта правоотношений строго определенную линию поведения.

Диспозитивными нормами будут нормы, закрепляющие правомочия участников процесса, например, ч. 1 ст. 35 ГПК РФ (права лиц, участвующих в деле), ст. 39 ГПК РФ (изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение и др.).

К организационным нормам относятся нормы, определяющие процессуальную форму, т.е. порядок, процедуру отправления правосудия по гражданским делам. Сюда относятся нормы, закрепляющие процедуру возбуждения судопроизводства, судебного заседания, движения дела по стадиям и т.д.

Охранительные нормы предназначены для обеспечения действия всех остальных норм. К ним относятся нормы, закрепляющие штрафы и иные меры ответственности за несовершение предписанных законом действий или совершение действий, устанавливающих помехи правосудию.

Нормы любой отрасли права, в том числе гражданского процессуального права состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает основания и условия начала действия нормы (например, в случае отвода мирового судьи, рассматривающего дело, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах)). Гипотеза раскрывает место, время, субъектный состав нормы и т.д.

Диспозиция закрепляет права и обязанности участника правоотношения при возникновении юридических фактов, указанных в гипотезе (при отводе мирового судьи - дело передается районным судом другому мировому судье, действующему на территории того же судебного района, или, если такая передача невозможна, оно передается вышестоящим судом мировому судье другого района, при выбытии одной из сторон - суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства).

Санкция указывает последствия несоблюдения прав и невыполнения обязанностей, указанных в диспозиции (в случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей).

Одной из основных особенностей гражданских процессуальных норм является то, что части нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут находиться в разных частях одной статьи или вообще в разных статьях. Статьи, содержащие в себе все три элемента, являются скорее исключением, чем правилом. Структура конкретной процессуальной нормы определяется путем тщательного анализа и изучения логической взаимосвязи элементов нормы, расположенных в разных статьях.

Дальнейшее совершенствование гражданского процессуального законодательства предполагает развитие его институтов. «Поскольку правовой институт -- основное структурное подразделение отрасли права, законодательные органы в своей правотворческой деятельности не могут не учитывать это обстоятельство».Между тем до настоящего времени в процессуально правовой науке нет четкого представления о том, что следует понимать под институтами гражданского процессуального права. Об этом свидетельствует тот факт, что к их числу относят самые различные правовые образования: доказательственное право, кассационное производство, производство в порядке надзора, участие сторон в гражданском судопроизводстве, замену ненадлежащих сторон, процессуальное соучастие, подведомственностьи т. д. Все ли они в действительности могут называться институтами в том специальном значении, которое придается этому понятию в теории права? Каковы критерии, которыми необходимо руководствоваться, выделяя ту или иную группу норм процессуального права в самостоятельный правовой институт? Ответа на эти вопросы теория гражданского процессуального права не дает.

Положение усугубляется тем, что и в общетеоретическом плане понятие правового института до конца остается невыясненным. Наиболее распространено мнение, что правовой институт -- это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид однородных, т. е. образующих предмет регулирования какой-либо одной отрасли права, общественных отношений. http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1135679 - _ftn5 Однако с приведенным определением нельзя согласиться, ибо оно не соответствует выводам, к которым пришла в последние годы юридическая наука в результате изучения правовых институтов.

В настоящее время в науке признано существование по крайней мере двух видов правовых институтов -- специальных и общих. http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1135679 - _ftn7 Первые представляют собой совокупность юридических норм, регулирующих отдельные, обособленные виды однородных общественных отношений (таковы гражданско-правовые институты наследования, подряда, купли-продажи и др.); вторые -- совокупность норм, регулирующих не какой-то отдельный вид однородных общественных отношений, а некоторые сходные (общие) стороны всех отношений данного рода независимо от их видовой принадлежности (например, гражданско-правовые институты правосубъектности и исковой давности). Иначе говоря, если первые регулируют те стороны однородных общественных отношений, которые составляют в них особенное, то вторые -- стороны, представляющие в этих отношениях общее.

Существующее определение правового института охватывает лишь специальные институты. Общие же институты остаются за его пределами. Отдельные авторы объясняют это тем, что последние якобы не имеют своего особого предмета правового воздействия, так как «призваны регулировать отдельные стороны тех же самых имущественных или личных неимущественных отношений», которые регулируются специальными институтами. Приведенный довод неубедителен. Общие и специальные институты имеют различные объекты правового воздействия. Одни из них регулируют все отношения, охватываемые определенной отраслью права, другие -- отдельные виды этих отношений. Указанное различие в предметах правового воздействия должно быть отражено в определении понятия правового института.

С учетом сказанного можно сформулировать понятие правовых институтов следующим образом: правовые институты -- это обособленные группы юридических норм, регулирующие отдельные виды однородных общественных отношений (специальные институты) или отдельные стороны всех отношений данного рода, независимо от их видовой принадлежности (общие институты).

Что же следует понимать под институтами гражданского процессуального права?

Предмет регулирования гражданского процессуального права имеет свои особенности, которые выделяют его из всей совокупности регулируемых правом общественных отношений. Гражданское процессуальное право помимо признаков, присущих институтам права вообще, должно включать и такие, которые позволяли бы отграничить институты данной отрасли права от всех других.

Гражданское процессуальное право призвано регулировать общественные отношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса в связи с осуществлением правосудия по гражданским (в широком смысле) делам. По каждому гражданскому делу складывается не одно, а целая система процессуальных отношений, объединенных единым объектом (предметом) -- материально-правовым отношением. Причем эта система отношений в своих основных чертах одинакова, независима от того, по поводу разрешения какого гражданского дела она возникает, ибо одинаков установленный законом порядок разрешения всех гражданских дел, отнесенных к ведению суда.

Что же касается составляющих эту систему отдельных отношений, то они различаются по субъектам, характеру и целевой направленности действий, образующих содержание этих отношений, и по иным признакам.

Суд -- обязательный и притом главный субъект всех возникающих по поводу разрешения каждого конкретного гражданского дела отдельных процессуальных отношений, ибо он, в отличие от других участников процесса, действует в течение всего процесса.

Составляя главное содержание процессуальных отношений, деятельность суда обусловливает определенную последовательность их возникновения и группировку. Это происходит в силу объективно присущей процессу применения права и гражданскому процессу как одной из его разновидностей стадийности.

В теории права правоприменительный процесс обычно подразделяют на три стадии: 1) установление фактических обстоятельств, дающих основание применить норму права; 2) выбор и анализ нормы права, подлежащей применению, в связи с установленными по делу фактическими обстоятельствами; 3) решение юридического дела, выраженное в издании акта применения права.

Действительно, применение права немыслимо без совершения перечисленных действий. Однако в данном случае уместнее говорить о главных составных элементах правоприменительного процесса, а не о его стадиях. Стадийность -- это последовательное развертывание правоприменительной деятельности, включающее ее возбуждение, развитие и завершение, в то время как установление фактических обстоятельств и выбор нормы права, подлежащей применению, -- действия, совершаемые одновременно, параллельно. Поэтому они не могут быть выделены в отдельные, следующие одна за другой стадии правоприменительного процесса.

Кроме того, существующее в общей теории права представление о стадиях применения права не соответствует данным отраслевых правовых наук, изучающих отдельные его формы, в частности, правосудие по гражданским делам.

В науке гражданского процессуального права сложилось устойчивое представление о правосудии по гражданским делам (гражданском судопроизводстве, гражданском процессе) как о деятельности, протекающей в определенной последовательности, по стадиям. Под стадией здесь подразумевается совокупность ряда процессуальных правоотношений, объединенных ближайшей процессуальной целью. Различают семь стадий гражданского процесса: возбуждение дела; подготовку дела к судебному разбирательству; судебное разбирательство дела и принятие по нему соответствующего судебного постановления; кассационную проверку решений и определений, не вступивших в законную силу; пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений в порядке судебного надзора; пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнение судебных решений, определений и постановлений. Названные стадии гражданского процесса и есть стадии применения права судом, так как ничем иным, кроме применения права, он не занимается.

Первые три стадии, как правило, проходит каждое гражданское дело. В них локализуется применение права судом по большинству гражданских дел: суд устанавливает имеющие юридическое значение для дела обстоятельства, отыскивает подлежащую применению норму права, издает властный акт, обязывающий участников спорного правоотношения к определенному поведению. Издания правоприменительного акта в ряде случаев достаточно для реализации веления правовой нормы. http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1135679 - _ftn25 Но так обстоит дело далеко не всегда. Нередко процесс применения права на этом не заканчивается, а продолжается дальше.

Применить норму права -- значит, реализовать содержащиеся в ней веления в точном соответствии с ее смыслом и действительными обстоятельствами конкретного дела. В случаях, когда у заинтересованных лиц или органов, осуществляющих надзор за законностью, имеются сомнения в правильности правоприменительного акта, процесс применения права нельзя считать завершенным, пока эти сомнения не будут устранены предусмотренными законом способами.

Не завершен он и тогда, когда обязанные лица уклоняются от исполнения велений, содержащихся в правоприменительном акте. В этом случае остается невыполненной главная задача применения права -- претворение в жизнь предписаний правовой нормы. Вряд ли, например, работник, незаконно уволенный с работы, будет удовлетворен решением суда о восстановлении его в прежней должности, если суд не добьется реального исполнения этого решения. Право превратилось бы в ничто, если бы было позволено не считаться с ним, не исполнять содержащихся в нем велений. http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1135679 - _ftn26 Издание правоприменительного акта -- не самоцель, а необходимое условие для приведения в действие (если потребуется) соответствующего аппарата государственного принуждения с целью реального исполнения обязанными лицами правовых предписаний. Поэтому под применением права следует понимать не только издание компетентным органом властного акта, обязывающего участников спорного правоотношения к определенному поведению, а всю деятельность органов государства по реализации конкретной нормы права. В процессе этой деятельности может быть издан не один, а целый ряд правоприменительных актов (решение суда, кассационное определение, постановления судебно-надзорных органов, акты органов принудительного исполнения), однако и тогда не нарушается единство правоприменительного процесса, так как все названные акты направлены на достижение одной и той же цели -- претворения в жизнь предписаний, содержащихся в праве, применительно к конкретной жизненной ситуации.

Из сказанного следует, что кассационная проверка законности и обоснованности судебных решений и определений, пересмотр судебных актов в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение судебных актов также являются стадиями правоприменительного процесса, но имеют факультативный, необязательный характер.

Итак, главное содержание гражданских процессуальных отношений составляет деятельность суда по применению норм материального права. Поскольку эта деятельность протекает в определенной, объективно присущей правоприменительному процессу последовательности, процессуальные отношения по каждому гражданскому делу в зависимости от ближайшей процессуальной цели объединяются в группы (виды), образуя стадии применения права, или, что одно и то же, стадии гражданского процесса.

Именно классификация гражданских процессуальных отношений по стадиям гражданского процесса служит основанием для объединения норм гражданского процессуального права в специальные институты. Соответственно стадиям гражданского процесса ему присущи следующие специальные институты: возбуждение гражданского дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и разрешение дела по существу, проверка законности и обоснованности судебных решений и определений в кассационном порядке, пересмотр судебных актов в порядке судебного надзора, пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение судебных актов.

Помимо специальных институтов гражданскому процессуальному праву присущ ряд общих институтов. Таковы (в отличие от материального права) группы норм гражданского процессуального права, регулирующие общие стороны, присущие не каждому отдельному процессуальному отношению, а всей их системе по конкретному делу как целому.

Общим объектом системы процессуальных отношений является либо спор о праве, либо вопрос о существовании определенного юридического факта, о юридическом состоянии лица или имущества. Но они могут быть объектами гражданских процессуальных отношений лишь при условии подведомственности их суду. Нормы гражданского процессуального права, регулирующие подведомственность суду споров о праве и иных правовых вопросов, образуют институт судебной подведомственности, имеющий общее значение, так как он очерчивает круг объектов, по которым может сложиться система гражданских процессуальных отношений.

Ни одна система процессуальных отношений не может возникнуть и существовать без субъектов, каждому из которых в ней определено особое место. Гражданскому процессуальному праву присущ общий институт правосубъектности, объединяющий нормы об условиях способности лиц и организаций быть участниками гражданского процесса.

Поскольку процессуальные отношения суть отношения по поводу применения права, а последнее невозможно без установления фактических обстоятельств конкретного дела, к числу общих институтов необходимо отнести институт судебных доказательств.

Думается, что общими являются также институты судебных расходов, судебных штрафов, процессуальных сроков.

Таким образом, институты гражданского процессуального права представляют собой обособленные группы норм, регулирующих процессуальные отношения на какой-либо отдельной стадии гражданского процесса (специальные институты), либо некоторые общие стороны, присущие системе процессуальных отношений как целому по каждом) подведомственному суду гражданскому делу (общие институты).


Истец фактически лишается права на судебную защиту по причине злоупотребления судами процессуальными правами. Стороны гражданского процесса обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений (ч.

1 ст. 56 ГПК РФ). Для этого сторонам необходимо представить суду соответствующие документы.

У вкладчика все документы, подтверждающие его правоту и выявляющие неправомерность действий банка, находятся в распоряжении ответчика - банка.

Нормы материального и процессуального права

если функция норм материального права заключается в непосредственном регулировании поведения, то назначение процессуальных норм состоит в регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе применения норм материального права, содействии достижению результата, предусмотренного нормой материального права; все предписания процессуальных норм имеют процедурный характер, т.е.

Каково понятие норм гражданского процессуального права?

Указанное положение наиболее очевидно в отношении неисполнения или несоблюдения гражданских процессуальных предписаний (норм) лицами, участвующими в деле, и другими субъектами.

Меры принуждения зачастую применяются к участникам после истечения срока, установленного в законе для добровольного исполнения той или иной обязанности (например, в случаях оставления судьей заявления без рассмотрения, когда стороны не просили рассмотреть дело в их отсутствие и не явились без уважительных причин по вторичному вызову, и т.

3 Вопрос

2- в случае возникновении коллизий(конкуренция норм), они должны разрешаться исходя из преимущества норм международного права надо национальными, конституции над другими правовыми актами, Гражданский процессуальный кодекс над другими актами, регулирующими отношения в сфере процессуальных правоотношений. 2) вступление в процесс для дачи заключения по делам о восстановление на работе о выселение о возмещение вреда причиненного жизни и здоровью, об усыновлении, о признание гражданина не дееспособным о лишение родительских прав и д.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не «специалистами» широкого профиля. Мы не беремся за любые заказы.

а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Неприменение закона, подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда суд разрешает дело без учета правовой нормы, регулирующей рассматриваемое правоотношение: например, отказывает гражданину в иске о взыскании с организации неустойки за нарушение сроков строительства жилого дома, предназначенного для удовлетворения нужд истца в жилье, по тому мотиву, что договором между ним и подрядчиком штрафные санкции не предусмотрены, хотя в данном случае возникшие отношения регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», и в силу его ст.

Гражданское процессуальное право

Задачи. Основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов.

Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда общей юрисдикции. Именно в решении получают защиту нарушенные и оспариваемые права и свободы.

В чем заключается основное отличие в материальнои и процессуальном законе?

Суд нарассмотрел его.

Да, не удевляйтесь Суд просто напросто забыл, а истец в суд заседании отсуствовал. Кое что суд удовлетворил, кое вчем отказал, а вот одно из них никак не отразил в решении.

Была подана кассационная жалоба.

В которой обращалось внимание на этот момент.

Однако суд второй инстанции оставил без изменение решение суда первой инстанции, а указанное требование игнорировал. Ни в мативировочной ни вкакой другой части решения не дается оценки.

Образовательный портал — все для студента юриста

Она исследует процессуаль­ные нормы в неразрывной связи с их применением на практике и анализирует причины возникновения гражданско-правовых споров и дел в судах, обобщает судебную практику. Объектом науки гражданского процессуального права являются гражданское процессуальное право как отрасль права и обще­ственные отношения, складывающиеся в процессе отправления правосудия в судах общей юрисдикции, взятые в их развитии.