Краткое описание фз 190 о теплоснабжении

Здравствуйте! Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. является одним из основных документов, регламентирующих правовые отношения в сфере теплоснабжения. Как говорят в таких случаях, важность этого закона трудно переоценить. С момента своего выхода в свет закон № 190 претерпел довольно немало изменений, дополнений, правок. Самые последние изменения были внесены в рамках Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении».

Скачать ФЗ №190 с самыми последними правками и изменениями, которые вступают в силу с 01.01.2015 и с 03.03.2015 можно здесь:

Глава № 1 в ФЗ № 190 называется «Общие положения». Здесь рассматривается, в какой сфере устанавливает правовые основы экономических отношений в теплоснабжении данный закон. Это – теплоснабжение, включая и горячее водоснабжение. В статье №2 (входящей в главу №1) «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» рассматриваются основные термины и определения, которые используются в ФЗ № 190. Статья № 3 – «Общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения». Здесь читаем об общих принципах организации в сфере теплоснабжения, а именно обеспечение надежности, эффективности и развития систем теплоснабжения.

Глава № 2 – «Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, поселений, городских округов в сфере теплоснабжения». В статье № 4 «Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения» речь идет о том, какие властные полномочия имеет центральные органы власти в области теплоснабжения. Полномочия власти здесь довольно обширны, это и утверждение правил организации теплоснабжения, и утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, и утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и т.д. и т.п. Вообщем, я думаю, это правильно, так как организации и компании занимающиеся теплоснабжением, обычно относятся к монополистам, и должны контролироваться государством. Также еще нужно понимать, что у нас страна с довольно прохладным климатом, и без контроля со стороны властных структур в сфере обеспечения теплом просто не обойтись.

Об этом же говорится и в статье №5 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения». Ключевыми пунктами здесь являются п.2 – «утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии», и п.4 – «утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии». Статья № 6 «Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения». Это уже полномочия властей на местах, в регионах, в сфере теплоснабжения. Здесь можно выделить п. 2 – «рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения».

Глава № 3 очень интересная – «Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения». В этой главе несколько статей, много пунктов, но вообщем все это можно свести к одной фразе – государственный контроль за ценообразованием в сфере теплоснабжения. Об этом я писал в этой . Интересным в главе № ФЗ № 190 представляется пункт о том, что «тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию». Срок действия тарифов на теплоснабжение – один год, тарифы могут устанавливаться как в виде чисел, так и в виде формул. Тарифы на теплоноситель утверждаются органом государственного регулирования в виде одноставочного тарифа.

Глава № 4 — это «Отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии». Ключевым здесь является понятие «договор теплоснабжения». Именно на основании договора регулируются отношения между поставщиком и потребителем тепловой энергии. Также в этой статье рассматриваются все правовые аспекты такого вопроса, как подключение, присоединение к тепловым сетям. Очень важная и нужная статья № 15 — «Договор теплоснабжения». Здесь можно прочитать о таких терминах, как» граница балансовой принадлежности», «бесхозные тепловые сети». Также здесь описано, что должен обязательно включать в себя договор теплоснабжения. Немаловажной представляются статья № 19 об организации коммерческого учета потребления тепловой энергии. Здесь читаем о том, что ввод в эксплуатацию новых установок теплопотребления без установки приборов учета теплоэнергии не допускается.

Глава № 5 «Обеспечение надежности теплоснабжения». В этой главе речь идет о том, как должна осуществляться подготовка к отопительному сезону, ремонт теплоисточников и тепловых сетей. Также здесь описано, как надлежит поступать поставщикам тепла в случае неплатежей по договору теплоснабжения, выявления самовольного подключения к тепловым сетям. В статье про развитие систем теплоснабжения читаем, как необходимо развивать теплоснабжение в населенных пунктах с целью обеспечения надежной и бесперебойной работы тепловых сетей. В этой главе также можно прочитать про такие определения, как показатели надежности и энергетической эффективности.

Глава № 6 – «Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения». Здесь можно прочитать про требования, необходимые для того, чтобы приобрести статус саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, и о том, как происходит прием в члены СРО в сфере теплоснабжения. В статье №27 можно прочитать, как происходит допуск к осуществлению видов деятельности в этой сфере. Ну и естественно – государственный надзор, без него никак. Об этом в статье № 28.

Глава № 6.1. «Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон». Вообщем эта статья была введена в ФЗ № 190 дополнительно в 2013 году и название статьи красноречиво говорит о том, о чем в ней идет речь. И последняя, седьмая глава в федеральном законе — «Заключительные положения». Здесь говорится, когда и как утверждаются правовые акты закона и о вступлении в силу ФЗ № 190.

Федеральный закон 190 регулирует правоотношения, возникающие на основании производства, передачи и потребления тепловой и мощности. Правовое регулирование определяет использование систем теплоснабжения, их создание и функционирование. Положения закона также распространяются и на горячее водоснабжение.

Федеральный закон 190 «О теплоснабжении» принят 9 июля 2010 года, полностью вступил в силу с 1 января 2011. Структурно документ подразделяется на главы, определяющие следующие аспекты:

  • общие положения и понятия закона;
  • полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах теплового снабжения;
  • государственная политика по назначению цен;
  • взаимодействие потребителей, теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение надежности и безопасности функционирующей системы;
  • определение саморегулируемых организаций;
  • ответственность сторон и отдельные особенности передачи права на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения.

В общие положения включаются основные понятия, используемые в документе, назначение закона, а также принципы, на которых он базируется. Регулирование полномочий органов власти в теплоснабжении регламентируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Отдельно предписывается обеспечение федерального энергетического надзора.

Наиболее интересная для граждан глава закона – государственная политика в определении ценовых тарифов . В данный раздел включаются следующие положения:

  • принципы регулирования цен в сфере теплоснабжения;
  • виды цен и тарифов;
  • методы, по которым они регулируются;
  • понятие и порядок государственного регулирования цен на тепловую энергию;
  • способы, по которым тарифы устанавливаются;
  • основания, по которым государственное регулирование может быть упразднено, а также процедура данной отмены;
  • исполнение государственного контроля над регулированием цен.

Во взаимодействие и отношения организаций , обеспечивающих теплоснабжение, и потребителей Федеральным законом 190 включены следующие аспекты:

  • общие положения о взаимоотношениях;
  • подключение к системе теплоснабжения;
  • заключение договора о теплоснабжении и поставках горячей воды;
  • оказание услуг по обеспечению тепловой энергией, плата за услуги и обеспечение исполнения обязательств по ее внесению;
  • распределение тепловой нагрузки и управление системой теплоснабжения;
  • регламентируемый законом порядок коммерческого учета тепловой энергии.

Для обеспечения надежности и безопасности систем теплоснабжения закон предписывает следующие положения:

  • подготовка и проверка систем перед отопительным сезоном;
  • своевременный ремонт и введение в эксплуатацию объектов;
  • развитие систем теплового снабжения в поселениях, порядок ограничения и прекращения действия при неисправностях;
  • требования безопасности, перечень показателей надежности и эффективности.

По саморегулируемым организациям Федеральный закон 190 определяет требования для их функционирования, документы и порядок допуска к деятельности в сфере теплоснабжения. Предписывается также осуществление государственного контроля над данными учреждениями и их действиями.

В отдельном порядке закон предписывает передачу прав на использование объектов теплового снабжения . Регламентируются особенности правового регулирования данного вопроса, заключение договора аренды. Предписываются права и обязанности сторон, указываемые в договоре, а также порядок его расторжения.

В заключительных положениях приведены нормы регулирования общих положений закона дополнительными правовыми актами. Оговаривается также порядок вступления документа в силу.

С момента принятия закон претерпел ряд изменений, последние из которых приходятся на декабрь 2016. Вносимые поправки направлены на оптимизацию отдельных положений и приведение текста документа в актуальное состояние с общей законодательной базой.

Последние изменения

Последняя редакция документа была проведена 19 декабря 2016 , поправки вступили в силу спустя три месяца. Изменения затронули статьи 28.1 и 28.2 Закона «О теплоснабжении».

В ст 28.1 ФЗ 190 скорректирована формулировка части 9 . Часть 18 была дополнена пунктом 3 о расходах арендатора, не подлежащих возмещению на день окончания срока аренды. Перечень таких расходов регламентируется Правительством Российской Федерации.

Дополнения коснулись и статьи 28.2 ФЗ 190 . В часть 2 был введен пункт 6 о порядке возмещения расходов арендатора. Была добавлена часть 5 , предписывающая, что срок возмещения расходов арендатора не может превышать 2 года с момента окончания периода действия договора.

Для углубленного изучения закона следует рассмотреть редакцию отдельных, наиболее актуальных статей. Начать следует со статьи 2 , регулирующей основные понятия данного закона. Последние изменения были внесены в пункт 12 в мае 2016. Редакция была дополнена уточнением о правилах технической эксплуатации.

Отдельный интерес представляет п 29 ст 2 ФЗ «О теплоснабжении» . Он дает определение бездоговорного использования тепловой энергии. К таковому относится как нерегулируемое подключение к сети, так и использование ресурсов сверх введенных или установленных ограничений. Редакция данного пункта последний раз менялась в 2012 – было введено уточнение о технологическом присоединении.

Ст 14 ФЗ «О теплоснабжении» регулирует вопросы подключения к системе снабжения. Предписывается порядок действий, условия и требования для присоединения. Последние изменения в данную статью закона были внесены в декабре 2012 и коснулись редакции почти всех ее частей. Согласно внесенным коррективам слово «подключение » было везде дополнено формулировкой «(технологическое присоединение) ». Данные поправки коснулись и иных статей, в которых фигурировало данное понятие.

Статья 15 Федерального закона регламентирует договор теплоснабжения. Последние изменения коснулись формулировки одного из подпунктов. Интерес представляют более ранние изменения за ноябрь 2015. Они изменили редакцию п 6 ст 15 190 ФЗ , а также добавили части 9.1 — 9.4 . Введенные положения регламентируют следующие аспекты:

  • при несвоевременной оплате тарифов за теплоснабжение назначается пеня в размере одной стотридцатой части от текущей ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • аналогичным образом регулируется пеня для учреждений, обеспечивающих подачу тепла от снабжающей организации к потребителю – для таковых пеня начисляется через месяц после просрочки и в течение 90 дней тариф начисляется по одной трехсотой от ставки рефинансирования, после чего также переходит на одну стотридцатую ;
  • подобное начисление сохраняется для организаций, обеспечивающих подачу горячей воды.

Также в часть 10 статьи 15 190 закона «О теплоснабжении» был введен пункт 9 о порядке определения тех потребителей, которые должны предоставлять обеспечение по оплате тепловой энергии.

Ст 21 ФЗ 190 регулирует вывод источников тепловой энергии и сетей из эксплуатации вообще или на время ремонта. Последние изменения в редакцию статьи были введены в ноябре 2015. Коснулись они формулировок – слова «местного самоуправления поселения или городского округа » были изменены на «местного самоуправления ».

Скачать закон 190 «О теплоснабжении» с изменениями

Скачать Федеральный закон «О теплоснабжении» в последней редакции можно . Документ представлен с учетом изменений, вступивших в силу в 2017 году. Текст будет актуален для участников системы теплоснабжения. Также может быть востребован для юристов, углубленно изучающих данный раздел законодательства.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Предисловие

Первоначальный текст Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) был опубликован в "Российской газете" (N 290, 30.12.2004 года), "Собрании законодательства РФ" 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Порядок применения ГрК РФ установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"

ГрК РФ является одним из наиболее динамично меняющихся законов, в который, с момента его принятия, внесено десятки поправок.

Градостроительный кодекс РФ – комплексный законодательный акт, призванный регулировать отношения в сферах:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • проектирования и строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  • обеспечения безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий,
  • приобретения, прекращения права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
  • создания искусственных земельных участков и строительства объектов капитального строительства на таких земельных участках.

ГрК РФ является головным законом в своей сфере общественных отношений и согласно пп. 3, 4 статьи 3 ГрК РФ , законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ .

К иному (смежному) законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться Гражданский кодекс РФ , КоАП РФ , Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других законах. К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным Кодексом РФ .

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование
в области градостроительной деятельности,
федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство,
реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта,
сноса объектов капитального строительства

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства
и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение
градостроительной деятельности

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной
деятельности в субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН